Мир УАЗ
Пресса

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Спустя 35 лет мы приехали на амфибии УАЗ-3907 к месту её тайных испытаний — Однажды на спор на плаву дверь открыл. Вода хлынула в салон, но потоком «калитку», как я и рассчитывал, тут же плотно прижало к проему.
4 мин.

Оригинал статьи: https://auto.mail.ru/article/65017-sekretnyi_yaguar_test_unikalnogo_plavayushchego_uaza
Автор: Юрий Урюков, заместитель главного редактора Авто Mail.Ru

Спустя 35 лет мы приехали на амфибии УАЗ-3907 к месту её тайных испытаний

— Однажды на спор на плаву дверь открыл. Вода хлынула в салон, но потоком «калитку», как я и рассчитывал, тут же плотно прижало к проему. А еще ради эксперимента с открытыми сливными пробками кузова в реку съезжал. И трюмные насосы справились. — Владимир Иванович Дунаев, человек-легенда УАЗа, водитель-испытатель, многократный чемпион СССР по автокроссу, участник автомобильного восхождения на Эльбрус вспоминает о запасе плавучести «Ягуара» с юношеским задором.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Инженеры настолько верили в машину, что подчас решались на отчаянно-авантюрные поступки. Например, выводили ее в акваторию с 21 (!) пассажиром на борту вместо расчетных водителя плюс 600 кг груза. А вот воспетую историками байку о водном походе от Ульяновска до Астрахани Владимир Иванович отрицает — не было, мол, такого. Хотя во время испытаний «Ягуар» реально держался на плаву сутками, курсировав по широкой Волге туда-сюда с перерывами только на дозаправку.

Почему «Ягуар»?

Но поначалу прототипы амфибии прятали от посторонних глаз именно здесь, на речке Свияге, — проект считался засекреченным. В декабре 1976 года УАЗу поручили разработать плавающий внедорожник по запросу Минобороны. «Для оснащения десантно-штурмовых частей, подразделений морской пехоты, разведки и других высокомобильных формирований специального назначения, а также в качестве машин управления и связи», — говорилось в задании.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Так почему проект назвали «Ягуар», а не «Крокодил», например? Армейская юморная хитрость. Мощнейший миномет «Тюльпан» или тяжелая огнеметная система «Буратино» — из той же серии. К тому же ягуар единственный из кошачьих хищников по природе расположен к купанию. При этом в заводских документах амфибия фигурировала под безликим индексом 3907.

Чем поделился 469-й

За основу взяли УАЗ-469. Неприхотливый «козлик» полюбился военным, да и время надо было экономить. Однако конструкторам дали некоторую свободу действий, и уазовцы оторвались по полной — «Ягуар» собрали мозаикой из необычных решений. Фактически, с серийного внедорожника на амфибию перешли лишь общая компоновка, рессорные подвески и мосты с колесными редукторами, увеличивающими дорожный просвет.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа
Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Базу оставили штатной — 2380 мм, но раму нарастили спереди и сзади, чтобы обеспечить машине плавучесть. Поэтому «Ягуар» выглядит несколько неуклюже с пухлым кузовом и большими свесами. Его, кстати, резонно считать несущим, так как скелет вварили в герметичный корпус.

Под капот поставили на тот момент свежий карбюраторный мотор УМЗ-414: 2,5 л рабочего объема, 77 л.с. мощности. Владимир Иванович вспоминает, поначалу УАЗ-3907 и 500 метров осилить не мог — перегревался движок в замкнутом объеме. И тогда Дунаев предложил гениальный ход: систему охлаждения как бы развернули на 180 градусов. Холодный воздух поступал в отсек из трюма и решеток у ветровых стекол, протягивался сквозь радиатор и выбрасывался наружу через волнорез. Проблему как рукой сняло! Что на плаву, что в пустыне, что в горах температура держалась в рамках дозволенного.

Полностью синхронизированную четырехступенчатую механику с оригинальными передаточными числами тогда тоже применили впервые. А уж постоянный полный привод с понижайкой и блокировкой межосевого дифференциала (как на классической «Ниве») ждут на серийных УАЗах до сих пор, хотя такую трансмиссию получили даже самые первые прототипы «Ягуара» в начале 80-х и успешно ее использовали. Уазовские испытатели, впрочем, эту схему не особо жалуют. Мол, классический парт-тайм привычнее: машина по асфальту легче идет, а уж на бездорожье передок всегда успеешь подключить.

Когда глушитель спереди

Но сейчас мы шпарим как раз по шоссе, где «Ягуар» способен развить около 100 км/ч. Если водитель не вырубится. Потому как едкий запах топлива и выхлопных газов сначала веселит (аромат истории!), потом утомляет, а через полчаса заставляет искать противогаз. Оба бензобака под полом, выпуск выведен вперед под бампер, так что автомобильный флер бьет в нос постоянно.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Тут бы убрать тент, сложить рамку ветровых стекол — такую возможность предусмотрели изначально, чтобы «Ягуар» было удобнее перевозить и десантировать с самолетов. Правда, кое-где мягкий верх крепится планками на болтах — полностью раздеться и одеться по-армейски, пока горит спичка, не выйдет. Военных это устраивало.

Не запутайся в рычагах

Ухабистое поле, здесь УАЗ в своей стихии. В кабине кругом голое железо, шумоизоляции, разумеется, нет — движок орет, трансмиссия гудит, герметичный кузов с тентом только усиливает звуковые эффекты. Зато «Ягуар» легко шпарит по колдобинам в «асфальтовом» темпе без намека на пробой подвесок. Хотя трясет, конечно, изрядно, и если спереди два стульчика относительно мягкие, то на задних продольных лавках только в распор можно удержаться.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Тем не менее, от базового 469-го «Ягуар» выгодно отличается эргономикой. Для амфибии придумали оригинальную переднюю панель с человеческой комбинацией приборов, пластиковой накладкой во всю ширину и даже мягким поручнем переднего пассажира — о такую ручку приложиться коленом не больно, да и держаться за нее приятно.

Водительский инструментарий без затей — сборная солянка из разных советских машин, новобранец освоился бы за пять минут. Даже ключа зажигания нет: двигатель запускается поворотом «флажка» Из необычного разве что частокол рычагов, торчащих вразнобой из пола, словно иголки из ежа. На левой двери есть табличка-подсказка, как с этим хозяйством управляться. И лучше эту информацию заучить, поскольку в «Ягуаре» рычагами не только передачи переключаются, но и задействуются внедорожные системы: подключается механическая лебедка, гребные винты, блокируется межосевой дифференциал и врубается понижающая передача.

30 лет без ремонта

Пользоваться вездеходным арсеналом приходится часто. Потому как главная проблема «Ягуара» — вялый двигатель, с трудом таскающий по колеям и грязи двухтонную амфибию. «Дизель бы сюда…», — сетует Владимир Иванович. Но тогда у инженеров выбора особо не было.

Дефицит тяги отчасти компенсируется понижайкой с передаточным числом 1.98 (то есть крутящий момент почти удваивается), а также умением и напором водителя. Энергоемкие подвески позволяют брать препятствия с ходу, а громадный клиренс в 30 см — страховка от удара корпусом о грунт. Днище, кстати, ровное и гладкое, так что в крайнем случае УАЗ скользит по препятствию, но не застревает на нем. В движении и спасение рук, поскольку усилителя нет — на месте руль не провернешь.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

В общем, проходимость «Ягуара» вызывает уважение — с его возможностью держаться на плаву и могучей лебедкой засадить УАЗ-3907 надо постараться. И не забывайте — в наших руках оказался 30-летний музейный экспонат, сохранившийся в оригинальном виде, без реставрации. Поэтому мотор с трудом держит холостые, порой заставляя вытягивать «подсос», синхронизаторы нет-нет да и хрустнут при переключениях, тормоза почти утратили хватку… Но какой же запас прочности заложили в эту машину. «Ягуар» даже сейчас не воспринимается компромиссным. Плавает, словно катер, но и ползает не хуже сухопутного внедорожника.

Перестройка и пустые карманы

А ведь путь от чертежей до готового к производству прототипа УАЗ-3907 проделал всего за три года. Машина успешно выдержала испытания различных комиссий и ведомств. Казалось, вопрос с принятием на вооружение решен. В 1983-м Владимира Ивановича Дунаева в числе прочих сотрудников УАЗа, причастных к созданию «Ягуара», отметили государственными наградами. На заводе началась подготовка сборочной линии, очередная партия экспериментальных машин отправилась на изнуряющие ресурсные тесты.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

Но пока инженеры шлифовали конструкцию амфибии, в СССР задул «перестроечный» ветер, опустошивший карманы даже могущественного Министерства обороны. Военные сказали, как отрезали, — «денег нет». А на гражданские рельсы перевести проект УАЗ не смог или не захотел, производство предпочли загрузить моделью 3160.

Секретный «Ягуар»: тест уникального плавающего УАЗа

В 1990 году очередное достижение советских конструкторов окончательно отправилось в архив, оставив на память лишь несколько сохранившихся экземпляров. В Ульяновске сберегли машину под номером 14, табличка на двери сообщает о 1989 годе выпуска. Судя по всему, это один из последних «Ягуаров». Были ли более поздние версии, уже не припоминают даже сами уазовцы…

Вместе на расстоянии
Теперь вы можете приобрести автомобили УАЗ не выходя из дома
Ваш браузер устарел. Рекомендуем вам установить современный браузер: